3 сентября 2011, Vision
Ульяна Ананьева – удивительный человек: несмотря на техническое образование, она не мыслит своей жизни без творчества. В детстве у мастерицы была необычная мечта – делать кукол на игрушечной фабрике. Сейчас эта мечта сполна реализовалась. Ульяне приносят счастье наполненные восторгом глаза ребёнка, получающего новую игрушку. Она убеждена, что куклы, сделанные своими руками, несут в себе огромный заряд положительной энергии, преображающей мир, человека, его сердце.
Игрушки должны радовать, приносить счастье, учить жить, любить, заботиться об окружающих. К сожалению, сейчас далеко не каждый ребёнок способен ценить то богатство, которое дают ему игрушки. От того, как современные дети играют, многие взрослые приходят в ужас: широкомасштабные баталии с оторванными головами, руками, ногами, колёсами, кабинами часто вызывают вполне оправданную тревогу у родителей и бабушек с дедушками. Нет, не игрушек жалко (хотя и этот факт не должен оставаться без внимания). Пугает агрессивность, с которой некоторые дети кидают, ломают игрушки, дерутся ими друг с другом. И ещё настораживает равнодушие детей к испорченной игрушке. Каждый взрослый, читающий эту статью, наверняка вспомнит море слёз, пролитых в детстве из-за одной-единственной сломанной или потерянной куклы или машинки. Куда же делось это трепетное отношение?
Многие, наверное, скажут, что одноразовые китайские игрушки и жалеть нечего. Другие будут ворчать про магазинное изобилие и избалованность современных детей, готовность родителей тут же положить на место сломанной игрушки две новые. Можно найти много объяснений, но ни одно из них не станет оправданием детской жестокости.

И проблема эта появилась не вчера: ещё в 1919 году философ, писатель и педагог Рудольф Штайнер основал так называемую Вальдорфскую школу, основными принципами обучения в которой стали духовность, чувственное познание мира, образное мышление и сопереживание. «Обучение в сопровождении чувств» призвано не только развить в ребёнке скрытые таланты, но и заложить в его личность прочную систему духовных ценностей. В школе нет понятия наглядности, которая иллюстрирует с помощью плакатов, слайдов или видео далёкие от ребёнка явления. Обучение строится на неразрывной связи слова, чувства и дела: всё можно трогать, пробовать и делать самому. Наглядность – это натуральные (природные) материалы, из которых ребёнок сам вместе с педагогами и родителями создаёт иллюстрации к изучаемому материалу.
Ещё один вальдорфский принцип – «неопережение» развития ребёнка, поэтому очень важная роль при обучении в Вальдорфской школе отводится игре и игрушкам. Игрушки предпочитаются также неготовые. Важный подготовительный этап игры – самостоятельное изготовление игрушки, отвечающей всем запросам «человечной» педагогики. Основная игрушка – кукла. Это модель человека, следовательно, общение с ней может сформировать у ребёнка навыки общения с людьми. Конечно, другие игрушки вальдорфцам не противопоказаны, но есть важное условие – они должны быть реалистичными. Игрушечный заяц – это не розовый уродец с передними зубами, касающимися лап, а добродушное существо, очень похожее на настоящее животное. При изготовлении игрушек-животных обязательно цветовое соответствие.
Итак, какая она, вальдорфская кукла? Прежде всего, тряпичная. Пластик, пластмасса делают куклу неподвижной, неживой. Да, конечно, её можно посадить, поднять ей руки и жутко вывернуть ноги. Но ребёнок никогда не почувствует силы своего воздействия на такую куклу. Смысл вальдорфской куклы очень глубок: сжимая куклу, бросая её, неудачно сгибая, ребёнок по неестественно искажённому телу должен понять, что «причиняет ей боль». Второе условие изготовления вальдорфской игрушки – точное соблюдение пропорций. Есть специальные точные расчёты соотношений величины головы, рук, ног, туловища для разных возрастов куклы. У ребёнка создаётся впечатление, что он играет с живым существом, но не пугающим своим точным сходством с живым человеком (как это часто бывает с куклами реборн, которые являются, скорее, оригинальными сувенирами, а не игрушками), а просто напоминающим его самого жестами, позами, строением тела. При этом непрорисованность деталей развивает фантазию.
.jpg)
Нарочито простое лицо с глазами, носом, ртом, больше напоминающими точки, – очень важная часть вальдорфской куклы. Во время игры ребёнок сам может «дорисовать» в своём воображении любые эмоции на этом лице. Это эффективный приём развития чувственной, эмоциональной сферы. Дети учатся испытывать различные эмоции и в сознании переносят их на лицо такой куклы, то есть видят себя в гневе, в радости, в печали, в восторге и т.д. Согласитесь, что это полезно не только для детей, но и для большинства взрослых, не умеющих контролировать свои эмоции. Не менее важно, что при такой игре развивается способность к сопереживанию, сочувствию. Ребёнок, у которого на лице появляются слёзы, оттого что «кукле больно», почти стопроцентно никогда не станет убийцей. А это для нашего мира не так уж и мало.
Ульяна Ананьева влюбилась в вальдорфских кукол сразу. Эти удивительные авторские игрушки ручной работы никого не могут оставить равнодушным: это настоящее сокровище, с его помощью можно не только достойно воспитать ребёнка, основой жизни которого станет человечность, но и сделать мир немного добрее. Кукол авторской работы Вы можете заказать на нашем сайте.
Еще на эту тему
|
Tweet | Поделиться |
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь