15 апреля 2011, Люди
Их встреча произошла почти случайно, но после нее они провели вместе 22 года, практически не расставаясь. Она отдала ему свою жизнь, а он не мог писать картины, не видя ее красоту и грацию. Он – французский живописец Анри Матисс, она – русская девушка Лидия Делекторская. Лучше всех их отношения объяснила сама Лидия в одном из своих писем: «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Я была 20 лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни».
Когда они познакомились, он был известным художником, у него была жена и трое детей. А 22-летняя Лидия на тот момент уже познала тяготы сиротства и эмиграции. Молодая девушка, приехавшая в Ниццу без средств к существованию, почти не зная французского языка, на остановке случайно узнала, что какой- то художник ищет себе помощницу, так как он сейчас создает большое панно, ему 63 года и уже тяжело выполнять физическую работу самому. С того панно все и началось.
.jpg)

После его окончания Лидия снова принялась за поиски работы. Но Матисс вскоре вспомнил о ней – понадобилась сиделка для его заболевшей жены. Так Лидия попала в дом Матисса. Практически незнакомая с современным искусством, она сначала и не представляла, кем является ее хозяин. Он тоже обращал мало внимания на молчаливую русскую девушку, так старательно выполнявшую все свои обязанности. Но постепенно он разглядел в ней ту красоту, которую захотел запечатлеть в своих работах. А дальше он просто не мог творить без ее присутствия.
Известно более 90 картин Матисса, на которых он изобразил эту восхитительную женщину. А она полностью растворилась в нем и в его искусстве. Она стала для него всем – секретарем, помощником и просто другом. Лидия Делекторская была единственным человеком, который был рядом с Матиссом в самые трудные периоды его жизни. Когда началась Вторая мировая война, когда сам он заболел раком, Лидия поддерживала его, выхаживала, вселяла волю к жизни. И он справился с болезнью и смог творить дальше. Он очень боялся, что после его смерти Лидия снова останется одна, в нищете, поэтому каждый год дарил ей по две своих картины – одну на Новый год, другую на День рождения. Он прекрасно знал стоимость своих работ, и надеялся хотя бы так помочь ей и после того, как его самого не станет. А еще продавал ей свои рисунки и наброски – не по реальной, а по «рыночной цене».
.jpg)
.jpg)
Многие его картины Лидия Делекторская подарила российским музеям, желая познакомить и российских любителей искусства с творчеством дорогого ей человека. Умер Матисс в 1954 году на руках у Лидии, никого из его родных рядом с ним в тот момент не оказалось. Сразу после его смерти Лидия Делекторская ушла из его дома, взяв с собой на память только сорочку художника. Эту сорочку она завещала положить с ней в могилу.
Сама она умерла в 1998 году в своем доме в Париже. Ее похоронили в России в Павловске, а на памятнике, стоящем на ее могиле, есть надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности». Но есть и другая могила Делекторской – в Париже. Ее она купила для себя сама, опасаясь, что Родина не захочет ее принять и после смерти. Привыкшая за свою жизнь никого не тревожить своими заботами, она даже установила памятник с выбитой на нем надписью «Лидия Делекторская 1910 – ». И кажется, глядя на эту надпись, что она еще не умерла – иначе, почему на памятнике нет финальной даты? Действительно, она будет жить вечно – для тех, кто увидит ее на портретах великого художника.
.jpg)
Еще на эту тему
|
Tweet | Поделиться |
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь